Тайдзицюан Център Ба Лин

Материалът е по източници от Интернет
taiji-bg.com Taijiquan Center Ba Lin

The document is from Internet sources



ИСТОКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ


Вероятно, самое первое упоминание о создании Тайцзицюань встречается в книге "Исследования семейных хроник Сунов о происхождении искусства Тайцзи и его ответвлениях" ("Сунши цзячжуань тайцзи гун юаньлю цзи чжипай као"), написанной Сун Юаньцяо в период династии Мин (1368-1644). В ней утверждается, что еще в эпоху Тан (618-905) даос по имени Ли Даоцзы, обитавший в горах Удан в монастыре Наньянгун ("Южный утес") создал комплекс "Длинного кулака", получивший известность под названием "Сяньтяньцюань" или "Кулак Прежденебесного", который состоял из "37 форм". "Сяньтянь" (Прежденебесное) означает "состояние, бывшее до сотворения Вселенной". Рассказывали, что Ли Даоцзы никогда не ел подогретую или обработанную на огне пищу. Он питался в основном отрубями и очень редко разговаривал с людьми. Если уж он с кем-либо заговаривал, то произносил только слова "Великое будущее!", что означало "Желаю удачи!".

Тайные методы Ли Даоцзы позволяли достичь удивительного мастерства, которое "начинается в том, что не имеет ни формы, ни образа, продолжается через опустошение всего тела и завершается в естественности проявлений вещей" - фактически, проходит полный круг трансформаций в промежутке между бытийным и небытийным миром, охватывая целостность Космоса.

По преданию, Ли прожил более тысячи лет - с династии Тан до конца династии Мин (618-1644). Лишь своему лучшему ученику по имени Юэ Лянчжоу он открыл тайну внутреннего постижения "Длинного кулака":

Он беззвучен и бесформен.
Тело прозрачно, как воздух.
Все движения следуют пути природы,
Как звон большого колокола,
Что свисает с потолка старого храма.
Но порой слышишь рык тигра или крик обезьяны.
Воистину, в тихом болоте водятся черти.
Море вздымает ввысь
свои волны;
Есть тогда звук и в теле, и в сознании.

Традицию этой школы перенял клан Юэ из южного округа Нинго и через два столетия в эпоху династии Сун весь Китай узнал о замечательных бойцах - Юэ Цинхуэе, Юэ Ичэне, а в XIII веке - об Юэ Ляньдане. Семья Юэ передавала "Длинный кулак" мастера Ли из поколения в поколение. Некоторые позиции этого стиля впоследствии перешли в Тайцзицюань, но каноническая "форма" этого стиля была утрачена.

В династию Тан (618-905), по преданию, существовал стиль боевого искусства по технике исполнения подобный Тайцэицюань, но имевший несколько названий. Создал его отшельник по имени Сюй Сюаньпин, родом из области Наньвэй (современная провинция Аньхой, уезд Шисянь) на юго-востоке Китая. Он считался одной из самых известных и одновременно загадочных персон ранней истории Тайцзицюань.

Уже при жизни про Сюй Сюаньпина рассказывали удивительные истории, а его облик был поистине впечатляющ. Ростом он был более двух метров, огромная борода доходила до пупа, а волосы были такими длинными, что доставали до пят. Сюй жил на горе Цзыяншань, питался только сырой пищей и бегал быстро, как резвый конь. Он часто носил в город дрова на продажу и при этом всегда пел:

Утром несу дрова на базар,
А на закате возвращаюсь с вином.
Где же мой дом?
В зеленых лесах за облаками.

Стиль, созданный Сюй Сюаньпином, назывался Саньци ши ("Тридцать семь форм"), поскольку в нем было тридцать семь основных движений. Метод тренировки фактически сводился к выполнению отдельных поз в непрерывной последовательности, которая не была жестко зафиксированной. За продолжительность исполнения эту систему называли также "Чанцюань" ("Длинный кулак"). Изучив тридцать семь позиций ("форм"), ученик автоматически сводил их вместе в одно сложное движение, с "Восемью Триграммами в руках и Пятью Элементами в ногах", что означает, что все его принципы находятся в соответствии с "Каноном Перемен" ("И Цзин"). Вот лишь некоторые из названий позиций: "Подстрелить снежного гуся из лука", "Поза мусорного совка", "Воробей задирает хвост", "Щелкнуть пальцами", "Гора Тань гневается", "Вращать жернов" и "Повиснув на дереве, лягаться". При этом упоминается, что движения "накатывали одно на другое, без малейшего промежутка между ними".

Сюй Сюаньпину также приписывают создание трактатов "О сердечном проникновении" ("Синь хуэй лунь"), "О великом назначении тела" (Чжоу гуань яо лунь"), "О важности 16-ти застав" ("Шилю гуань яо лунь") и "Песнь о назначении работы над собой" ("Гун юн гэ") и "Восьмисловной песни" ("Ба цзы гэ").

Пораженный рассказами об этом человеке Ли Бо (701-762) - величайший поэт эпохи Тан, совершил длительное путешествие, чтобы увидеть Сюй Сюаньпина, но, не застав его, оставил на мосту около его дома свои стихи. Сегодня этот мост называется "Мост встречи с бессмертным". Память об этом странствии Ли Бо сохранилась в его "Стихах о бессмертных-сянях".

Еще одно боевое искусство, подобное Тайцзицюань, по преданию, создал мастер Ху Цзинцзы - Борода До Земли. Настоящее имя, дата и место его рождения не известны. Практиковавшееся им искусство называлось "Хоутяньцюань" ("Кулак Посленебесного") и включало семнадцать движений ("форм"), среди которых особое значение придавалось различным локтевым приемам. Основные "формы": отражение, откатывание, надавливание, толкание, втягивание, раскалывание, удар локтем и удар плечом имеют большое сходство с соответствующими движениями в Тайцзицюане стиля Ян. Унаследовал его мастерство некий Чжун Си.

Во время путешествия в Янчжоу, знаменитый красивый город на северном берегу Нижней Янцзы, Ху Цзинцзы написал стихи, читая которые, можно представить себе его беззаботное и открытое отношение к жизни:

Время идет,
Но это ни тебя, ни меня не тревожит.
Свободно странствуя по свету
И не встречая никаких препятствий,
Я чувствую весенний ветерок,
Когда играю на флейте в таверне.

Эти истории о Ли Даоцзы, Сюй Сюаньпине и Ху Цзинцзы подтверждают существование в древности боевых искусств подобных Тайцзицюаню.

В династию Лян (907-921) мастер боевых искусств Хэнь Кунью, разрабатывает стиль "Сяо Цзю Тянь" ("Девять Малых Небес"), который включает 14 движений, в том числе "Поднять кисть руки", "Одиночный кнут", "Большой и малый удары кулаком", "Схватить воробья за хвост", которые имеют точные соответствия в Тайцзицюань стиля Ян. А движения современного стиля Ян "Пятясь, отгонять обезьяну" и "Смотреть на кулак под локтем" полностью идентичны "формам" стиля, разработанного Хэнь Кунью - "Облако на голове обезьяны" и "Цветок среди листьев". Хэнь Кунью передает стиль Чэн Линьсяню, а тот - Чэн Ми, оба из этих мастеров упоминаются в исторических документах.

Мастер Чэн Линьсянь утверждал, что невозможно стать мастером Тайцзицюань без изучения "Канона Перемен" ("И Цзин"). Практикуя его, следует знать свои собственные намерения, но не раскрывать их никому. Эти слова исчерпывающе описывают практическое применение Тайцзицюаня.

В эпоху Мин (1368-1644) искусство подобное Тайцзицюань изучали Сунь Юаньцяо, Юй Ляньчуань, Цюй Юэлян и Чжан Сунси. Но обо всех этих людях даже легенды рассказывают очень скупо.