Тайдзицюан Център Ба Лин

Материалът е по източници от Интернет
taiji-bg.com Taijiquan Center Ba Lin

The document is from Internet sources



КРАТКИЙ ОЧЕРК И ТРЕНИРОВКА БАГУАЧЖАН



Часть 1

КРАТКИЙ ОЧЕРК БАГУАЧЖАН

Глава 1

Краткое описание багуачжан

Так как технические методы (то есть тренировочные методы и боевые методы) данного стиля основываются на использовании ладоней, то его называют "багуачжан" ("ладони восьми триграмм"). Другие названия - "багуацюань" ("кулак восьми триграмм"), "багуа ляньхуань чжан" ("непрерывные ладони восьми триграмм"), "юшэнь багуа чжан" ("ладони восьми триграмм странствующего тела"), "лунсин багуачжан" ("драконьи ладони восьми триграмм"), "багуа юшэнь чжан" и т.д.

О происхождении багуачжан нет систематизированных и достоверных документов. В "Неофициальной истории Лань И" в "Записках об усмирении мятежа" имеется такая запись: ""В год дин-сы девиза Цзяцин (2-й год правления под девизом Цзяцин) Ван Сян из Цзинина, что в Шаньдуне, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам. Кэшань полностью постиг это искусство. Весной года гэн-у (15-й год правления под девизом Цзяцин) Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть бафанбу ("шаг восьми сторон"). Лянчэнь сказал: `У тебя шаг как в багуа'. `Как Вы это узнали?' - спросил Кэшань. `Я изучал триграмму кань' - сказал Лянчэнь. `А я - триграмму ли', - сказал Кэшань. `Ты - ли, я - кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах, каждый тренирует то, что он тренирует', - сказал Лянчэнь. Отсюда видно, что багуачжан тренируют уже не менее сотни лет. Согласно исследованиям доступных сегодня документов багуачжан был создан во время династии Цин в годы правления под девизом Цяньлун Дун Хайчуанем (1813-1882) из деревни Чжуцзяу, что к югу от административного центра уезда Вэньань провинции Хэбэй. По преданию Дун Хайчуань с детства любил тренировать боевое искусство, был мастером многих видов боя - как без оружия, так и с оружием. Во время поездки к югу от Янцзы он в районе горы Сюэхуашань (современная гора Цзюхуашань в провинции Аньхой) получил указания по совершенствованию от даосов. После разъяснения о подчиняющихся законам "Канона перемен" "чертежу из Хуанхэ" и "схеме из реки Ло" он увязал их с ушу и соединил воедино. Натренировав багуачжан, Дун Хайчуань вернулся в Пекин. Будучи с поручением в резиденции князя Су он случайно продемонстрировал испугавшее людей мастерство багуачжан. Этим он заслужил расположение обожавшего ушу великого князя Су, и был назначен руководителем охраны резиденции. Дун Хайчуань преподавал в резиденции князя Су - и багуачжан стал распространяться (первоначально - в окрестностях Пекина). Из-за таких своих особенностей, как проворство тела и легкость шагов, изменения по мере передвижения, легкость лебединого пуха, стабильность каменной глыбы, изменение со скоростью вспышки молнии, неистощимость метаморфоз, багуачжан получил народную любовь и приснание. Не только столичные учителя и мастера ринулись во множестве заниматься этим стилем, даже среди младших отпрысков правящей фамилии было модно уметь продемонстрировать несколько кругов багуачжан. Иногда казалось, что "весь город наперебой говорит о багуачжан". С наступлением нашего века багуачжан еще больше распространился по Китаю, не только к северу и к югу от Великой реки образовалось пышное соцветие героев, его друзей стало возможным во множестве найти во всех уголках мира.

Багуачжан - это кулачный метод с такой особенностью, как перемещение ладоней в движении с вращением. Базовых методов действий ладонями восемь: ладонь одиночной смены стороны, ладонь двойной смены стороны, ладонь пронизывания, ладонь вспарывания, ладонь разворота корпуса, ладонь колебания корпусом, ладонь растирания корпусом и ладонь поворота корпуса. Каждая ладонь может превращаться в восемь ладоней, так что всего имеем шестьдесят четыре ладони. При движениях подъемы и опускания закручиваются, вертикальное и горизонтальное взаимно переплетаются, четыре прямых и четыре угловых - восемь направлений, соответствующих схеме восьми триграмм из "Чжоу И". В тренировочные методы базовой работы входят стояние столбом и передвижение. Требования к форме корпуса: вытянуть макушку и сделать вертикальной шею, сделать вертикальной поясницу и позволить стечь ягодицам, расслабить плечи и свесить локти, втянуть бедра и приподнять промежность. При перемещениях "двигаешься - словно идешь по грязи, движешься вперед - словно сидишь в паланкине, отталкиваясь ногой нужно провести одну голень вплотную к другой". Важнейшие методы действий руками: туй (толкать), туо (приподнимать), дай (затягивать), лин (управлять), бань (перетаскивать), коу (заворачивать внутрь), пи (рубить), цзинь (атаковать), лань (преграждать), цзе (пресекать), ти (поднимать), на (хватать), гоу (цеплять крюком), да (бить), фэн (запечатывать), би (заблокировать), шань (увернуться), чжань (разворачивать), сюань (вращаться) и це (отрезать). В целом вращение ладоней по форме соответствует сказанному в кулачных трактатах: "формой - словно странствующий дракон, взгляд - как у защищающейся обезьяны, оседаешь - будто садящийся тигр, поворачиваешься - словно кружащийся орел". Основные боевые техники багуачжан: гунь (накатываться), гуа (подвешивать), ти (поднимать), лоу (заграбастывать), гоу (цеплять крюком), фу (опираться), цзяо (перемешивать), цзя (подпирать), цинь (ловить), на (хватать), гэ (блокировать), де (ронять), ло (закатывать), коу (заворачивать внутрь), чуань (пронизывать), янь (прикрывать), туо (приподнимать), чао (срезать угол), лин (управлять), дай (затягивать), гуай (толкать локтем) и хуан (мелькнуть). В приемах внешне концентрируют внимание на руках, глазах, методах корпуса и шагах, внутри корректируют сердце, дух, мысль, ци и силу, увязывают воедино пустое и полное, изменения быстры и многочисленны.

После Дун Хайчуаня в багуачжан образовались два крупных течения, пошедших от Инь Фу и Чэн Тинхуа. В иньской ветви используют такую форму кисти, как "ладонь - язык коровы", то есть ладонь с естественно распрямленными и слегка примыкающими друг к другу пальцами; в чэнской ветви используют "ладонь - когти дракона", то есть большой и указательный пальцы сильно разведены, центр ладони чуть вогнут, остальные пальцы слегка разведены, словно удерживают мяч. В багуачжан есть одиночная тренировка, парная тренировка и саньда. В багуачжан используется такое специфическое оружие, как цзыу юаньян юэ (секира знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок), цзичжао жуй (острие петушиной лапы), чжуанъюань би (кисть академика), фэнхуолунь (колесо ветра и огня), а также обычное оружие - багуа дао (широкий меч багуа), багуа цян (копье багуа), багуа цзянь (прямой меч багуа). Но независимо от того, с каким видом происходит тренировка, везде проявляются такие особенности багуачжан, как "изменения по мере передвижения", "оружие следует передвижению корпуса", "корпус следует смене шагов", "прием за приемом".

В рифмованых правилах багуачжан сказано:

Кулак восьми триграмм, передвижение - исходное.
Втянул - выбросил, ушел - вернулся. В шаге переходят друг в друга пустое и полное.
Двигайся как ветер, стой словно вбитый гвоздь. Попеременные раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги ясны.
Поясница должна быть ловкой, ци - как знамя. Глаза наблюдают щесть дорог, опережая руки и ноги.
Передвигайся как дракон, садись как тигр. В движении подобен реке в спокойствии - горе.
Руки - инь и ян, переворачиваются вверх и вниз. Расслабить плечи, свесить локти, сконцентрироваться на даньтянь.
Охватывая шесть дорог не рассеиваться. Ци по всему телу обретает естественность.
Раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги нужно делать тщательно, смены наступления и отступления - в пояснице.
Руки - три десятых, шаг - семь десятых. Руки и ноги наступают совместно, без раздумий.
Бедра бьют - передвижение, плечи бьют - сталкивание. Телу поручают теснить-опираться с незаметным ударом коленом.
Высоко не оборонить, низко не преградить. Встречно тут же атаковать и опередить.
Язык чисел обобщает тайны кулаков, не используешь мастерскую работу - и все зря.

Глава 2

Базовые требования к тренировке багуачжан

Естественно, лучше изучать багуачжан под руководством учителя. Однако тренирующемуся надо только руководствоваться базовыми требованиями к тренировке багуачжан, тренироваться в соответствии с важнейшими тренировочными методами, по порядку и постепенно, стойко переносить трудности, и тогда можно тренироваться и без учителя, и натренировать хороший багуачжан.

Важный пунктов при тренировке багуачжан очень много, здесь даны лишь самые базовые знания.

2.1 Требования багуачжан к различным частям тела

2.1.1 Голова и шея

При тренировке багуачжан обращают внимание на то, чтобы "вытянуть шею и поднять макушку". "Вытянуть шею" означает, что при тренировке добиваются естественной прямизны шеи, то есть голова не должна наклоняться ни вперед, ни назад, ни влево, ни вправо. "Поднять макушку" говорит о том, что при тренировке нужно обращать внимание, на то, чтобы подбородок был подтянут, язык упирался в нёбо, голова тянулась вертикально вверх.

2.1.2 Плечи, руки, локти и кисти рук

В багуачжан требования к плечам, рукам, локтям и кистям во время движения весьма строги, требуется "опустить плечи и свесить локти", "раздвинуть пальцы и вогнуть ладонь", "выставить руки и выровнять плечи". "Опустить плечи" означает, что оба плеча расслаблены и естественно опущены, нельзя вздымать одно или оба плеча во время тренировки. "Свесить локти" означает, что нужно обращать внимание на то, чтобы локти сохраняли свешенное вниз положение, при всех движениях руки подсогнуты в локтях и имеют форму полумесяца. Требование "раздвинуть пальцы и вогнуть ладонь" состоит в том, что пальцы руки должны быть разведены, а не сжаты, а центр ладони - втянут. "Выставить руки" указывает на то, что при поворачивании ладоней в движении по кругу руки обязательно должны изо всех сил выставляться в направлении центра круга, а не толкать вперед. "Выровнять плечи" требует, чтобы при поворотах ладоней в движении по кругу оба плеча от начала и до конца были на одном уровне, нельзя поднимать одно и опускать другое (в том числе и при смене ладоней с поворотом корпуса).

2.1.3 Грудь, спина и поясница

При тренировке багуачжан требуются "пустая грудь и натянутая спина", "поясница подобная вертикальной оси". Рекомендация "пустая грудь и натянутая спина" говорит о том, что грудь не выставлена вперед и не втянута внутрь, что нужно стараться, чтобы она была расслаблено развернута и естественно подтянута, а в спине было небольшое ощущение выпяченности. Поясница - ось человеческого тела, движутся руки - обязательно движется корпус, движется корпус - обязательно вначале движется поясница. Фраза "поясница подобная вертикальной оси" говорит о том, что в багуачжан любое движение вызывается поясницей, все движение словно вращается на оси, таящей силу кручения.

2.1.4 Ягодицы

При тренировке багуачжан обращают внимание на "стекающие ягодицы и втянутый анус". "Стекающие ягодицы" требует обращать внимание на то, чтобы ягодицы были подобраны внутрь, во время тренировки их нельзя задирать назад. "Втянутый анус" означает, что во время тренировки мышцы ануса как бы поднимают его вверх и контролируются мыслью, не расслабляясь во время всего движения. Стекая ягодицами и втягивая анус, одновременно еще следует добиваться "опускания ци в даньтянь", "внутри нужно наполняться и очищаться", обращая внимание на то, чтобы дыхание опускалось в живот, полностью наполняя и полностью уходя.

2.1.5 Ноги

При тренировке багуачжан "искривить ноги и ступать по грязи, в центре стопы - пустота". Багуачжан - это кулачное искусство, в котором ладони заменяют кулаки, а передвижение с поворотом - основное. "Передвижение" - суть багуачжан, отсюда и особая строгость требований к ногам. "Искривить ноги и ступать по грязи" указывает, что в процессе поворота ладоней ноги умеренно сгибаются, корпус с силой оседает и сила пронизывает ноги, а при передвижении ноги ступают вдоль земли проходя вплотную друг к другу, словно ступая по грязи. "В центре стопы - пустота" говорит о том, что при передвижении пятка и передняя часть стопы отрываются от земли или ставятся на землю одновременно, стопа горизонтальна, пальцы ноги вцепляются в землю, в центре стопы - пустота, это позволяет при перемещении добиться скорости в стабильности, а не громоздкости и не разболтанности.

2.2 Главное в тренировке багуачжан

2.2.1 Натренировать "байкоубу" и "четыре кручения"

В рифмованых правилах багуачжан говорится: "В ладони восьми триграмм передвижение - исходное; втянул - выбросил, ушел - вернулся, в шаге переходят друг в друга пустое и полное". Это указывает на важность и многоизменчивость перемещений в багуачжан. В багуачжан есть следующие перемещения: цзиньбу (наступающий шаг), туйбу (отступающий шаг), гэньбу (шаг с подтягиванием задней ноги), куайбу (быстрый шаг), динбу (Т-образный шаг), цуньбу (шаг в один цунь), шаньбу (уклоняющийся шаг), цзяньбу (топчущий шаг), байбу (раскрывающийся шаг) и коубу (заворачивающийся шаг). Среди них составленный из байбу и коубу байкоубу является наиболее важным, наиболее выражающим особенности перемещения багуачжан. Байбу и коубу могут порождать много видов перемещений, изменяя их по четырем прямым и четырем угловым направлениям можно одной ногой сделать восемь различных шагов, для двух ногй получаем 16 видов шагов.

Тренируя байкоубу следят за тем, чтобы байбу был большим, а коубу - маленьким, байбу передвигался по дуге окружности, а коубу - по прямому углу, раскрывания и заворачивания были четкими, продольное и поперечное были непрерывны. Так как байкоубу является самым важным и базовым шагом в багуачжан, нужно обращать внимание не только на его натренировывание при поворачивании ладоней, обязательно нужно тренировать его отдельно.

Другой важный пункт тренировки багуачжан - "поворачивать ладонь словно скручивается веревка". Должна крутиться поясница, должны крутиться руки в локтях, должна крутиться голова на шее. Все это - четыре кручения. Цель "поворота ладони подобного кручению веревки" - натренировать подвижные методы корпуса, если методы корпуса изменчивы - только тогда и можно говорить о ловкости рук. В рифмованых правилах багуачжан говорится: "Методики багуачжан чудесны и неисчерпаемы, косо повернутый корпус в разноименном шаге подобен кручению веревки, из-за связанности продольного и поперечного происходят изменения методов корпуса, кручения, обматывания, сверления и развороты порождают силу". Об этом и идет речь. Четыре кручения состоят в том, что нужно, чтобы голова, кисти рук, локти и корпус закручивались к центру круга, кручение создает силу вращения.

2.2.2 Добиваться ловкости тела и живости шага, пронизанности духом

Тренируя багуачжан во время хождения с поворотами при вращениях влево и поворотах вправо обязательно нужно, чтобы форма непрерывно следовала за формой, а сила не прерывалась. При поворотах ладоней корпус не должен подниматься, опускаться или наклоняться, шаг начинается легко и подвижно, словно журчащие воды, движение завершается прочно и уверенно, словно горный пик. Начав движение чередуют использование толчков, приподниманий, затягиваний, управлений, перетаскиваний, заворачиваний внутрь, рубок, наступлений, кручений, разворотов, передвижений, поворотов, пронизываний, пресечений, преграждений и сверлений, быстрота как у вспышки молнии, продольное и поперечное непрерывны, демонстрируя многообразие методов корпуса - подъемы и опускания, наклоны вперед и отклоны назад, поворачивания и вращения, кручения и оборачивания, сгибания-вбирания и разворачивания-выбрасывания. Одновременно в ходе всей тренировки добиваются тесной взаимосвязанности И, ЦИ и ЛИ. При изучении форм поворота ладоней добиваются, чтобы сознание, формы кулака и дыхание слились в единое целое, повсеместно проявляя такие особенности, как находчивость и ловкость, прочность и многоизменчивость, глубина дыхания, естественность и непринужденность, пронизанность духом, величественность и энергичность.

2.2.3 Овладеть тремя уровнями мастерства и тремя этапами тренировки

В тренировке багуачжан есть три уровня: верхний, средний и нижний. В ладонях верхнего уровня позиции сравнительно высоки, корпус близок к вертикали, сам словно идешь по дороге, так удобно тренироваться начинающим и пожилым людям. В ладонях среднего уровня высота позиций удобная, нужно согнуть ноги и осесть корпусом, тяжесть тела распределяется на обе ноги, так удобно тренироваться людям молодого и среднего возраста. В ладонях нижнего уровня позиции наиболее низки, при хождении с поворотами колени и бедра находятся на одной горизонтали, пятка, ягодица и колено образуют треугольник, вес тела распределен на обе ноги. Ладони нижнего уровня наиболее трудны для тренировки, без гибкости ног и поясницы и без достаточной силы ног их нельзя работать. Однако с помощью ладоней нижнего уровня легче всего повышается мастерство, и если действительно хочешь изведать три аромата каждой из ладоней, или намерен опереться на багуачжан против более техничного врага, то их нельзя не тренировать.

Тренировка багуачжан проходит в три этапа: установить каркас, оживить каркас и изменить каркас. На первом этапе непременно надо начинать с тренировки установления каркаса. Это значит, что тренировать движения нужно в полном соответствии с требованиями багуачжан, одна форма на один шаг, не нужно стремиться к скорости, нельзя легкомысленно менять метод перемещения. После некоторого периода тренировки установления каркаса, когда будет подготовлена некоторая база для тренировки багуачжан, переходят ко второму этапу тренировки - оживлению каркаса. Оживление каркаса означает, что при повороте ладоней и смене формы не нужно прекращать перемещения, а надо быстро шагать вперед, не допуская ни малейшего влияния смены формы. Так как подобная смена шага происходит в каждой форме, то шаг всего таолу превращается в живое перемещение. Пройдя на этап ожживления каркаса тренирующийся также достигает определенного уровня в багуачжан. Имея оживленный каркас тренирующийся может подняться на третий этап - изменение каркаса. Изменение каркаса означает стремление к тому, чтобы приемы изменялись следуя замыслу. Иными словами можно следуя замыслу изменять порядок восьми больших ладоней, иногда тренировать после восьмой ладони - первую, иногда после пятой - вторую. Можно также разбирать одну из ладоней на составные части, произвольно вставлять движения, как вращаться влево, так и поворачиваться вправо, двигаться прямо, пронизывать по диагонали, рубить с наступлением, преграждать с отступлением, действовать жестко или мягко, быстро или медленно, мысль двинулась - тело следует, стабильно и ловко, тело следует смене шагов, шаг следует ходу ладоней, обходя восемь триграмм, облетая девять дворцов, тысяча изменений и десять тысяч превращений, без границ и без пределов. Нет сомнений, что в этом случае занимающегося уже можно назвать достигшим высокого мастерства в багуачжан.

2.3 Пункты, на которые обязательно нужно обращать внимание при тренировке багуачжан

2.3.1 Уберечься от "трех пороков"

У начинающего заниматься багуачжан часто проявляются "три порока": напряженное дыхание, чрезмерные усилия и стеснение груди поднятым животом. Это происходит из-за того, что начинающие часто стремятся к быстрым результатам и нарушают естественный порядок, вот и получается "поспешишь - людей насмешишь". Некоторые тренирующиеся ради скорейшего опускания ци в даньтянь усиленно дышат верхней частью груди, задерживают дыхание или втягивают низ живота. Результатом такого напряженного дыхания является не только стеснение груди, в результате чего ци бурлит и повреждает легкие, но и закрепощение других частей тела, что влияет на порождение и передачу внутренней силы. Кроме того напряженные усилия и закрепощенное дыхание тренирующегося во время занятий неизбежно приводит к стеснению груди поднятым животом, в результате чего ци застаивается в легких и не может опуститься в даньтянь, не только препятствуя свободному протеканию ци и крови по телу, но и приводя к неполадкам в работе внутренних органов. Поэтому тренируя багуачжан необходимно избегать "трех пороков", постоянно сохраняя пустоту в шее и силу в макушке, расслабленность плеч и опущенность локтей, наполненность живота и опустошенность груди, стекаемость ягодиц и подтянутость ануса, успокоенность чувств, погруженность мысли в даньтянь, координацию воедино духа, энергии, мысли и силы.

2.3.2 Овладеть пустым и полным, жестким и мягким

Пустое и полное, жесткое и мягкое - это наиболее важный закон багуачжан. Начинающие в погоне за результатом часто на тренировках только и знают, что нарабатывать полное или жесткое, гонясь за одним теряют другое, далеко уходя от сути багуачжан. В багуачжан ноги - содержат пустое и полное, ладони - содержат пустое и полное, приемы - содержат пустое и полное, нет такого места где бы не было пустого и полного, нет момента времени когда бы не было пустого и полного. При тренировке багуачжан надо понимать: требуется пустота - значит пустота, требуется полнота - значит полнота, в пустом есть полное, в полном есть пустое, не бьешь - пустой, бьешь - полный, пустое и полное следуют сердцу, трансформируясь надлежащим образом. Тренируя только удары в полную силу невозможно постичь суть багуачжан. Рассмотрим все с точки зрения силы. Мягкая сила в багуачжан - это трансформация передвижения, она является активной защитой. Жесткая сила - это внезапный выброс и свирепый удар, выбрал момент - и атаковал. Если использовать жесткие удары и жесткие столкновения, полагаться только на силу и атаковать, то это нельзя назвать жестким; аналогично, если полагаться лишь на трансформации передвижения, думать только о мягкости, то это нельзя назвать мягким. Суть багуачжан в том, что в мягкости скрывается жесткость, в жесткости скрывается мягкость, жесткое и мягкое помогают друг другу, атака и защита совместны, утерявший одну из сторон не сможет натренировать багуачжан.

Глава 3

Базовые требования к применению багуачжан

В "Кулачном каноне" сказано: "Начальный пункт науки боя нашей страны - период Воюющих Царств, успех - династии Тан и Сун, высший расцвет - династии Мин и Цин". Одна из вех высшего расцвета ушу при династиях Мин и Цин - это появление багуачжан в середине династии Цин. Детальное рассмотрение успеха багуачжан свидетельствует, что багуачжан действительно обладает очень высокой прикладной ценностью. Однако мастерское применение багуачжан в бою требует очень глубокой проработки.

Применение любого вида кулачного искусства имеет свои, только ему присущие особенности, и багуачжан, естественно, также не является исключением из общего ряда. Законов использования багуачжан очень много, основным является следование базовому принципу "применение - передвижением", овладение ясностью взгляда, быстротой рук, ловкостью корпуса, живостью шага, яростностью выброса, жесткостью силы, храбростью духа, следованием мысли, настойчивостью воли, полнотой силы, наполненностью ци и прямотой храбрости, владение трансформациями, нужно достигнуть того, чтобы "каждое дало все, на что способно". Ниже мы проведем небольшой конкретный анализ.

3.1 "Применение - передвижением"

База багуачжан - в передвижении ради применения, представляя себя в центре круга быстро смещаешься в одну из четырех сторон и восьми направлений (используя "облет девяти дворцов", "обход восьми триграмм" и "байкоубу") чтобы настичь находящегося в какой-либо точке внутри или вне круга противника. Отношение длины периметра к площади у круга меньше, чем у любого многоугольника (к примеру, чтобы окружить единицу площади, квадрату надо четыре единицы длины периметра, а кругу - только 3.14). Таким образом в багуачжан при хождении по кругу можно при наименьшем расстоянии контролировать наибольшую площадь, что позволяет выиграть время и сэкономить силы. Так как в багуачжан смена мест в хождении с поворотами обычно осуществляется за счет двух базовых типов перемещения - байбу и коубу, то во время прохода с поворотом в круг или из круга за счет байбу или коубу легко заставить противника провалиться в пустоту, потерять равновесие, перекоситься, наклониться, и вынудить его повернуться спиной. А улучив момент можно воспользоваться выгодным положением и из-за спины атаковать противника, легко достигая цели. Помимо этого из-за того, что в багуачжан, не говоря уж о байбу и коубу, в каждом шаге происходит перемена направления, очень легко захватить инициативу в ходе противоборства, используя взаимосвязь и взаимопреодоление прямого и косого, кругового и прямолинейного, поперечного и продольного. Противник идет прямо - я вхожу сбоку, противник входит сбоку - я бью прямо, противник наступает прямо - я иду по кругу, противник идет по кругу - я бью прямо, противник действует поперечно - я бью продольно, противник атакует продольной силой - я бью поперечной. Так используют перемещение по кругу, многократно и безостановочно меняя центр и окружность и атакуя противника по кратчайшему расстоянию (касательной или радиусу). В этом и заключается особенный стиль технических методов багуачжан. В этом особенность применения техники багуачжан и ее достоинство. Изучающий багуачжан в бою непременно должен использовать закон исполнения техники багуачжан - "применеия передвижением", полностью отвергая технические метожы других видов кулачного искусства, где передвигаются по прямой или по многоугольнику, и прославляя свои достоинства, полностью реализуя мощь техники багуачжан.

3.2 Трансформации пустого и полного, круг соединяется с кругом

В рифмованых правилах о применении багуачжан сказано:

В методах багуачжан скрывается удивительность, выбрасывая руки встречаешь врага, оказавшегося в центре круга.
Накатывание, сверление, соперничанье и обертывание развиваются в кругу, в уворачивании, развороте, наступлении и отступлении круг связывается с кругом.
Толкаешь, приподнимаешь, затягиваешь, управляешь - непременно идешь по кругу, в перетаскивании, заворачивании внутрь, рубке и наступлении - также действуешь надлежащим образом.
Захваты, зацепы крюком и удары сменяются быстро, запечатывания, уклонения и разворачивания учитывают жестокость методов.
Показать вверх а ударить вниз подобно развевающемуся знамени, ладонь за ладонью наносят разрушительные удары не допуская замедления.
Прежде чем ударить на запад - подними шум на востоке, атаковал влево - внезапно бросься вправо не расслабляясь.
Обернуться, отнять и разрубить, поднять тайно ногу, небожитель скрывается не оставляя следов.
Трансформации пустого и полного, жесткого и мягкого следуют сердцу, удивительное и простое порождают друг друга непременно достигая цели.

Рифмованые правила, переданные предыдущими поколениями мастеров багуачжан, очень хорошо обобщают такие особенности использования техники багуачжан, как "трансформации пустого и полного" и "круг соединяется с кругом". В схватке одновременно с перемещением по дуге в багуачжан требуется, чтобы при выбросах рук в пустом было полное, в полном - пустое, пустое и полное взаимоувязывались, круг соединялся с кругом, вынуждая противника теряться в догадках и затрудняя ему проведение приемов. И в атаке, и в защите ноги быстрые, шаги живые, все естественно и непринужденно - наступления и отступления, уворачивания и разворачивания, быстрота и стабильность, выражая этим такие особенности багуачжан, как то, что наступление является отступлением, отступление - наступлением, атака - защитой, а защита - атакой. В выбросах рук в багуачжан имеется четыре прямых и четыре угловых направления, в движениях рук - четыре иньских и четыре янских, в приемах - восемь врат и восемь методов, восемью восемь - шестьдесят четыре формы, каждая имеет свою чудесность и богатейшее техническое содержание. Но в реальном бою, какая бы техника не использовалась, всегда нужны трансформации пустого и полного, скученность и беспрерывность приемов, нельзя прекращать приемы до полной победы.

3.3 Особенности силы в багуачжан и требования к ней

Тренирующий багуачжан в реальном бою, естественно, использует не только ладони. Однако, раз уж стиль называется "ладони восьми триграмм", в приемах следует в основном использовать ладони. Следует признать, что с точки зрения мощи удара ладонь уступает кулаку. И чтобы восполнить недостаток силы ладони по сравнению с кулаком, в багуачжан нельзя не уделить специальное внимание закалке силы.

В методах багуачжан выделяют метод наработки базовой силы и метод наработки прикладной силы. В метод наработки базовой силы входят "внутренняя сила" и "внешняя сила". В метод наработки прикладной силы входят "жесткая сила", "взрывной выброс силы" ("цунь цзин") и "сила мягкого изменения". Жесткая сила является базой взрывного выброса силы, не натренировав жесткой силы нельзя реализовать мощь взрывного выброса силы. Поэтому для взрывного выброса силы надо к базису из жесткой силы добавить внутреннюю и внешнюю силы, также говорят что его мощь только и можно реализовать используя мгновенное сокращение мышц. Чтобы овладеть мастерством силы мягкого изменения нужно имеющийся базис из внутренней и внешней силы вплавить в умение сердцем вести ци (сердце координируется с мыслью, мысль координируется с ци, ци координируется с ли), повысить оперативность нервной системы и возможность контролирования мышц. Применяя багуачжан в основном используют взрывной выброс силы и силу мягкого изменения. Чтобы получить огромный взрывной выброс силы и искусную силу мягкого изменения, каждому тренирующему багуачжан нельзя недооценивать базовой тренировки силы. Воистину в этом смысле базовая тренировка есть не только обязательная предпосылка натренировывания багуачжан, но и необходимое условие его реально-боевого применения.

Часть 2

ТРЕНИРОВКА БАГУАЧЖАН

Глава 4

Предварительная тренировка багуачжан

Постройка здания высотой в десять тысяч чжанов начинается с выравнивания земли. Тренировка любого из стилей ушу начинается с предварительной тренировки, и лишь затем доходит до комплексов. Багуачжан - это кулачное искусство, в котором ладонями заменяют кулаки, шагая передвигаются с поворотами; "передвижение" - вот ключ к движениям багуачжан. Поэтому овладение предварительной тренировкой для багуачжан гораздо важнее, чем для других видов ушу. Предварительную тренировку багуачжан можно разделить на три части: "столбовое стояние", передвижение, хождение по кругу.

4.1 Тренировка "столбового стояния"

В багуачжан во время "столбового стояния" носки немного скошены вправо, а ладони - поданы чуть влево. Левая ладонь размещена слева перед корпусом, правая - следует левой сзади. Левая нога стоит перед правой, правая - следует левой сзади, ноги образуют ножницеподобную форму. Точка приложения силы на стопах скошена вправо, сила - в правой ноге, левая нога - более опустошенная, корпус осел вниз. Поясница прямая, голова "подвешена", макушка вертикальна, плечи свисают, локти опущены, грудь вобрана, спина напряжена, запястья осевшие, кисти рук выпирают, большие и указательные пальцы расставлены, районы между ними округлены, большие пальцы завернуты внутрь, поворачиваются ногтевой стороной вниз, остальные пальцы заворачиваются вокруг своей оси внутрь, ци пронизывает до кончиков пальцев. Одновременно напрячь промежность и подтянуть бедра, колени словно с силой что-то охватывают, нужно достичь "трех опустошенностей", то есть опустошенности в центрах кистей, опустошенности в центрах стоп и опустошенности в сердце. К этому времени ци пронизывает все тело, язык упирается в нёбо, взгляд направлен на район между большим и указательным пальцами левой руки, передняя (левая) кисть находится на высоте бровей, задняя (правая) кисть примыкает к низу ребер, сам спокоен и безмятежен, ци опущено в даньтянь, шэнь, ци и ли концентрируются воедино. Так тренироваться, меняя стороны минуты через три. Когда форма станет правильной, ци будет следовать мысли, и сможешь стоять свыше тридцати минут, а ноги не будут чувствовать усталости, то сможешь перейти к тренировке передвижения.

4.2 Тренировка передвижения

Из позиции "столбового стояния" левая стопа без веса тела идет вдоль поверхности земли, медленно продвигаясь вперед, словно ступая по грязи. Когда стопа выпрямится, встать на подошву, сила достигает кончиков пальцев ноги, высота корпуса не изменяется, все время нужно обращать внимание на первоочередность мысленного контроля. Затем колено и бедро смещаются вперед, вес тела постепенно смещается с правой ноги на левую, теперь левая нога - полная, а правая - пустая. Сразу же поднять правую ногу и по прямой передвинуться вперед, подошва движется вдоль земли, ноги вновь пирнимают то же положение, что и при "столбовом стоянии". Таким образом попеременно передвигать вперед левую и правую ноги. Когда на каждой тренировке сможешь выполнять свыше ста шагов (перемещение левой и правой ноги считается за один шаг), а ноги не будут чувствовать усталости, в ходе всей тренировки высота корпуса не будет изменяться, голова прямая, корпус выпрямлен, живот полный, ци подобно движению облаков, во всем шаге - ровное поднимание и ровное опускание, все легко - словно статуя Будды плывет по реке, то можно перейти к тренировке хождения по кругу.

4.3 Тренировка хождения по кругу

"Хождение" - суть багуачжан, тренируя багуачжан вначале обязательно натренировывают хождение по кругу. В багуачжан от первой ладони одиночной смены стороны до восьмой ладони оборота корпуса вне зависимости от превращений методов ладони (а их возможно как минимум шестьдесят четыре) ноги от начала и до конца неизменно идут по кругу.

При хождении по кругу требования к голове, шее, плечам, локтям, кистям рук, груди, спине и животу те же, что и при "столбовом стоянии". При хождении по кругу стопы плоско поднимаются и плоско приземляются, при шаге вперед надо проносить переставляемую ногу вплотную к внутренней стороне голени опорной ноги, поднимая ее над землей не более чем на цунь. После постановки на землю пальцы легонько вцепляются в землю. При хождеии по кругу внутренняя стопа переставляется по прямой, а внешняя немного заворачивается внутрь, ноги должны переступать по окружности. Чем больше круг - тем меньше угол заворота кнутрь внешней стопы, чем меньше круг - тем этот угол больше. Обычно круг выбирают такой величины, чтобы его можно было обойти за восемь шагов, так как обход восемью шагами соответствует месторасположению восьми триграмм. Тренируясь учше обходить влево и вправо одинаковое количество кругов. После обхода с поворотами определенного количества кругов внешняя стопа заворачивается внутрь к центру круга, чтобы сделать возможной смену направления обхода. Скорость хождения по кругу может быть как большой, так и маленькой. Начинающму следует ходить медленно, ибо чем медленнее - тем больше увеличивается сила ног, пошел - и укрепил нижний уровень. После некоторого периода медленного хождения можно переходить к этапу быстрого обхода. Быстрое хождение оказывает сильное стимулирующее воздействие на развитие ловкости нижних конечностей. Имея базу из медленного и быстрого хождений можно ускорять и замедлять скорость обхода круга, устанавливая наиболее выгодную величину. Для тренировки хождения по кругу следует выбрать уединенное место на свежем воздухе и обходя небольшое дерево практиковать повороты ладоней с перемещением, с деревом в качестве воображаемого противника, усиливая этим интерес к тренировке и ее защитно-атакующий смысл.

Потренировав некоторое время (от трех до шести месяцев) хождение по кругу достигаешь того, что можешь полностью контролировать свое тело, не наклоняешься ни вперед, ни назад, ни влево, ни вправо, не поднимаешься вверх и не опускаешься вниз, чувствуешь ловкость тела и легкость шагов, движение спокойное, распирание округлое, мысль работает порождая мудрость, ци движется в сотне отверстий, все тело выглядит скоординированным, базис прочен. После этого можно продвигаться дальше и тренировать восемь больших ладоней багуачжан.

Глава 5

Тренировка восьми больших ладоней багуачжан

ЛАДОНЬ ПЕРВАЯ
Триграмма цянь,
форма змеи,
ладонь следования ситуации

Начинаемый с места триграммы цянь разворот корпуса в движении. Состоит из семи приемов: помещение ладоней на триграмму цянь, поворот корпуса на месте, в форме змеи следовать ситуации, темный дракон поднимает голову, золотая змея пронизывает облако, темный дракон поворачивается, шаг с поворотом ладоней.

На рисунках показаны только левые формы, правые формы им симметричны.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ЦЯНЬ: обходя круг начать смену ладоней с места триграммы цянь (северо-запад) имея правую ногу впереди.

ПОВОРОТ КОРПУСА НА МЕСТЕ: левая стопа делает коубу направляясь наружу из круга, левая ладонь прикрывает вверху, корпус поворачивается и обращается по диагонали наружу из круга.

В ФОРМЕ ЗМЕИ СЛЕДОВАТЬ СИТУАЦИИ: правая нога отступает вправо, корпус поворачивается, правая ладонь вытягивается вниз вдоль ноги, левая ладонь поднята вверх выжидая момент.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ: ладони поднимаются по диагоналям внутри, правая рука наносит удар вверху тыльной стороной ладони, левая ладонь - у правого локтя, одновременно левая нога чуть подтягивается вперед образуя правую гунбу.

ЗОЛОТАЯ ЗМЕЯ ПРОНИЗЫВАЕТ ОБЛАКО: поднять левую ногу, левая ладонь пронизывает вверх, правая ладонь возвращается и прикрывает даньтянь.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ПОВОРАЧИВАЕТСЯ: поставить левую ногу на землю, повернуться и отвести левую ладонь наружу, лицом обратиться по диагонали внутрь круга.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется вправо, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ВТОРАЯ
Триграмма кань,
форма дракона,
ладонь пронизывания рукой.

Начинаемый с места триграммы кань поворот корпуса в движении. Состоит из одиннадцати приемов: помещение ладоней на триграмму кань, пронизывание рукой из формы дракона, темный дракон выходит из воды (3 приема), темный дракон выпускает когти (2 приема), птица-дракон обвивает колонну, темный дракон оборачивает голову, темный дракон подтягивает хвост, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ КАНЬ: начать смену ладоней с места триграммы кань (север) имея правую ногу впереди.

ПРОНИЗЫВАНИЕ РУКОЙ В ФОРМЕ ДРАКОНА: левая нога выходит на полшага внутрь, правая нога делает полшага с заворотом внутрь, присесть, левая рука протыкает вниз снаружи от правого колена, одновременно правая ладонь поднимается вверх выжидая момент.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫХОДИТ ИЗ ВОДЫ: левая нога делает коубу по направлению из круга, повернуть корпус и поднять правую ногу, левая ладонь пронизывает от груди вверх, правая ладонь возвращается на защиту даньтяня.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫПУСКАЕТ КОГТИ: правая нога опускается вперед толчковым ударом и делает байбу по направлению к центру круга, опуститься в низкую позицию, одновременно левая ладонь вытягивается вниз, правая ладонь возвращается к бедру в позицию ожидания.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫХОДИТ ИЗ ВОДЫ: правая нога поворачивается вокруг своей оси, поднять левую ногу, ладони сжимаются в кулаки, описывают дугу к груди и наносят удар, левый кулак впереди.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫПУСКАЕТ КОГТИ: левая нога опускается вперед толчковым ударом и делает байбу по направлению из круга, опуститься в низкую позицию, одновременно правыый кулак разжимается в ладонь и пройдя над левым локтем следуя движению вытягивается вниз с рубящим ударом, левый кулак разжимается в ладонь и возвращается к бедру в позицию ожидания.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫХОДИТ ИЗ ВОДЫ: левая нога поворачивается вокруг своей оси, поднять правую ногу, ладони описывают дугу к груди и сжимаясь в кулаки наносят удары, правый - более впереди, левый - позади него.

ПТИЦА-ДРАКОН ОБВИВАЕТ КОЛОННУ: правая нога ставится на землю и делает байбу по направлению к центру круга, левая нога - "пустая", левый кулак разжимается в ладонь и над правым локтем бьет вперед тыльной стороной кисти, правый кулак разжимается в ладонь и размещается под левой подмышечной впадиной.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ОБОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ: повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, левая ладонь возвращается внутрь и отходит от корпуса, правая ладонь размещается у поясницы, центр ладони обращен вверх.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫТЯГИВАЕТ ХВОСТ: правая нога делает коубу, правая ладонь протыкает вниз под левой подмышеной впадиной, лицо обращено к центру круга.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ТРЕТЬЯ
Триграмма гэнь,
ладонь "обернуться и ударить тигра".

Начинаемый с места триграммы гэнь разворот корпуса в движении. Состоит из десяти приемов: помещение ладоней на триграмму гэнь, фиолетовая ласточка бросается стричь (2 приема), обернуться и ударить тигра, свирепый тигр приподнимает когтями, свирепый тигр набрасывается на пищу, встречный взмах рукавом, ястреб влетает в лес, обезьяна передвигает дерево, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ГЭНЬ: начать смену ладоней с места триграммы гэнь (северо-восток) с левой ногой впереди.

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА БРОСАЕТСЯ СТРИЧЬ (1): правая нога делает коубу, левая ладонь наносит горизонтальный толчковый удар вправо, смотреть на левую ладонь.

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА БРОСАЕТСЯ СТРИЧЬ (2): левая нога делает байбу, повернуться.

ПОВЕРНУТЬСЯ И УДАРИТЬ ТИГРА: правая нога делает коубу по направлению из круга, образуется мабу, ладони от груди выполняют резкое расталкивание, лицо обращено из круга, смотреть вправо.

СВИРЕПЫЙ ТИГР ПРИПОДНИМАЕТ КОГТЯМИ: повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, ладони выполняют парное приподнимание влево-вперед, смотреть на руки.

СВИРЕПЫЙ ТИГР НАБРАСЫВАЕТСЯ НА ПИЩУ: левая нога делает полшага вперед, правая нога подшагивает образуя сюйбу, ладони переворачиваются перед грудью возвратным движением и вновь резко сталкивают наружу.

ВСТРЕЧНЫЙ ВЗМАХ РУКАВОМ: отступить правой ногой, левая ладонь прикрывает внутрь, правая ладонь размещается под левым локтем.

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть правой ногой, правая ладонь из-под левого локтя пронизывает вперед, левая ладонь останавливается у правого локтя.

ОБЕЗЬЯНА ПЕРЕДВИГАЕТ ДЕРЕВО: повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, левая ладонь отходит наружу, правая ладонь размещается перед грудью.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Триграмма чжэнь,
ладонь "ласточка разворачивается, накрыть рукой".

Начинаемый с места триграммы чжэнь разворот корпуса в движении. Состоит из четырнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму чжэнь, ласточка разворачивается (2 приема), ласточка пронизывает занавеску (влево и вправо), ласточка держит в клюве глину, ласточка буравит небо, фиолетовая ласточка возвращается в гнездо (2 приема), ласточка выставляет хвост (3 приема), ласточка пересекает реку, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ЧЖЭНЬ: начать смену ладоней с места триграммы чжэнь (восток) с правой ногой впереди.

ЛАСТОЧКА РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ (1): левая нога делает шаг разворачиваясь к центру круга, левая ладонь протыкает вниз к левому колену.

ЛАСТОЧКА РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ (2): правая нога делает шаг разворачиваясь по направлению из круга, правая рука от лица идет обмахивающим движением вправо-вниз, выполняя накрывание рукой, левая ладонь поднимается вверх в позицию ожидания, смотреть на правую ладонь.

ЛАСТОЧКА ПРОНИЗЫВАЕТ ЗАНАВЕСКУ (влево): левая нога делает шаг, заворачиваясь внутрь по направлению из круга, правая нога делает шаг и разворачивается наружу по направлению к центру круга, опуститься в низкую позицию, одновременно правая ладонь возвращается с накрыванием, левая ладонь пронизывает из-под правой руки по диагонали вверх.

ЛАСТОЧКА ПРОНИЗЫВАЕТ ЗАНАВЕСКУ (вправо): повернуть ноги и повернуться вокруг своей оси, правая ладонь пронизывает из-под левой руки по диагонали вверх, левая ладонь возвращается с накрыванием, сохранять низкую позицию.

ЛАСТОЧКА ДЕРЖИТ В КЛЮВЕ ГЛИНУ: правая ладонь описывает круг вперед, левая ладонь описывает вперед полкруга, когда ладони скрещиваются, левая нога отступает, корпус поворачивается вокруг своей оси, правая ладонь вытягивается вниз, левая ладонь прикрывает запястье, сохранять низкую позицию.

ЛАСТОЧКА БУРАВИТ НЕБО: поднять левую ногу, правая ладонь следуя движению пронизывает вверх, левая ладонь прикрывает грудь, смотреть на правую ладонь.

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГНЕЗДО (1): левая нга опускается впереди заворачиваясь внутрь к центру круга, отступить правой ногой, правая ладонь возвращается и отводится наружу.

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГНЕЗДО (2): шагнуть левой ногой, левая ладонь пронизывает вперед из-под правого локтя, правая ладонь прикрывает даньтянь.

ЛАСТОЧКА ВЫСТАВЛЯЕТ ХВОСТ (1): шагнуть правой ногой, поворачивая тело вокруг своей оси толкнуть ладонями вправо-назад.

ЛАСТОЧКА ВЫСТАВЛЯЕТ ХВОСТ (2): шагнуть левой ногой, ладонями описать круг влево-вперед и толкнуть вправо-назад.

ЛАСТОЧКА ЫСТАВЛЯЕТ ХВОСТ (3): шагнуть правой ногой, ладонями описать круг влево-вперед и толкнуть вправо-назад (три приема должны мдти непрерывно, шагать по кругу малыми шагами).

ЛАСТОЧКА ПЕРЕСЕКАЕТ РЕКУ: отступить левой ногой, повернуться и осесть вниз, левая ладонь вытягивается вниз вдоль правой ноги, центр ладони обращен наружу, правая ладонь размещается у поясницы, центр ладони обращен вверх, смотреть на левую ладонь.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: подняться и шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ПЯТАЯ
Триграмма сунь,
ладонь "обернуться и обратиться спиной".

Начинаемый с места триграммы сунь разворот корпуса в движении. Состоит из пятнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму сунь, темный дракон оборачивает голову, обезьяна передвигает дерево, поперечное сметание тысячи армий (на местах триграмм лу, дуй, кань и чжэнь), метеор гонится за луной (на местах триграмм кунь, цянь, гэнь и чжэнь), лев бросается на мяч, ястреб влетает в лес, пользуясь ветром развернуть знамена, шаг с поворотом ладоней.

Сунь среди восьми триграмм символизирует ветер. Тренируя сочетания ладоней поворачиваются, ударяя на четыре стороны света, быстротой уподобляясь кружащемуся вихрю. "Поперечное сметание тысячи армий" и "метеор гонится за луной" можно начинать с места триграммы ли и атаковать через центр круга до места триграммы кань, затем от места триграммы кань мимо места триграммы гэнь атаковать до места триграммы чжэнь, затем от места триграммы чжэнь через центр круга атаковать до места триграммы дуй, а от места триграммы дуй мимо места триграммы цянь вернуться к месту триграммы кань.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ СУНЬ: начать смену ладоней с места триграммы сунь (юго-восток) с левой ногой впереди.

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ОБОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ: правая нога делает шаг и заворачивается внутрь по направлению к центру круга, левая ладонь прикрывает вправо.

ОБЕЗЬЯНА ПЕРЕДВИГАЕТ ДЕРЕВО: левая нога разворачивается наружу по направлению из круга, повернуться и отвести левую ладонь наружу.

ПОПЕРЕЧНОЕ СМЕТАНИЕ ТЫСЯЧИ АРМИЙ (с места триграммы ли) (к центру круга): шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу к центру круга, левая ладонь размещается у подмышечной впадины, смотреть на правую ладонь.

ПОПЕРЕЧНОЕ СМЕТАНИЕ ТЫСЯЧИ АРМИЙ (с места триграммы ли) (от центра круга): от места триграммы ли мимо мест триграмм кунь, цянь и гэнь атаковать места триграмм дуй, кань и чжэнь, прием непрерывно следует за приемом единым движением.

МЕТЕОР ГОНИТСЯ ЗА ЛУНОЙ (1): левой ногой отступить на место триграммы кунь, повернуться и накрыть правой ладонью вниз, левую ладонь выставить вперед-из круга, тут же атаковать место триграммы дуй, пройти с этим приемом через места триграмм кунь, цянь и гэнь.

ПОПЕРЕЧНОЕ СМЕТАНИЕ ТЫСЯЧИ АРМИЙ (с места триграммы чжэнь): выполняется как одно движение до места триграммы чжэнь.

МЕТЕОР ГОНИТСЯ ЗА ЛУНОЙ (2): повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, правой ладонью накрыть вниз, левую ладонь раскрыть вперед-к центру круга.

ЛЕВ БРОСАЕТСЯ НА МЯЧ: шагнуть правой ногой, ладони слева обматывают вперед, образуя "набрасывающиеся ладони", правая - впереди, левая - сзади, смотреть на правую ладонь.

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть левой ногой, левая ладонь пронизывает вперед из-под правого локтя, правая ладонь размещается под левым локтем.

ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕТРОМ РАЗВЕРНУТЬ ЗНАМЕНА: правая ладонь делает шаг с заворотом внутрь к центру круга, левая ладонь раскрывается наружу, лицо обращено к центру круга.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: левая нога разворачивается, шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать движение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ШЕСТАЯ
Триграмма ли,
ладонь "поворачивающийся корпус вытягивающейся лошади".

Начинаемый с места триграммы ли поворот корпуса в движении. Состоит из пятнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму ли, небожитель указывает путь, ястреб влетает в лес, поворачивающийся корпус вытягивающейся лошади (3 приема), обезьяна срывает плод, ястреб влетает в лес, попеременное вращение золотого колеса (5 приемов), пользуясь ветром развернуть знамена, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ЛИ: начать смену ладоней с места триграммы ли (юг) с правой ногой впереди.

НЕБОЖИТЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ПУТЬ: левая нога делает шаг, разворачиваясь к центру круга, левая рука тыкает пальцами внутрь, правая ладонь защищает грудь.

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь возвращается к правому локтю.

ПОВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ КОРПУС ВЫТЯГИВАЮЩЕЙСЯ ЛОШАДИ (1): повернуться поворачивая ноги вокруг своих осей, правая ладонь наносит вытягивающийся удар вперед, левая ладонь отталкивает назад, выжидая.

ПОВРАЧИВАЮЩИЙСЯ КОРПУС ВЫТЯГИВАЮЩЕЙСЯ ЛОШАДИ (2): шагнуть правой ногой, левая ладонь наносит вытягивающийся удар вперед, правая ладонь отталкивает назад, выжидая.

ПОВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ КОРПУС ВЫТЯГИВАЮЩЕЙСЯ ЛОШАДИ (3): шагнуть левой ногой, правая ладонь наносит вытягивающийся удар вперед, левая ладонь отталкивает назад, выжидая.

ОБЕЗЬЯНА СРЫВАЕТ ПЛОД: отступить левой ногой, ладони делают вспарывающее движение внутрь, левая рука колет пальцами вперед, правая ладонь отсается перед грудью, повернуться, образуя левую гунбу.

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь возвращается к правому локтю.

ПОПЕРЕМЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗЛОТОГО КОЛЕСА (1,2): шагнуть левой ногой, руки словно обхватывают мяч и поворачиваются по направлению из круга.

ПОПЕРЕМЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗОЛОТОГО КОЛЕСА (3,4): шагнуть правой ногой, руки словно обхватывают мяч и поворачиваются по направлению к центру круга.

ПОПЕРЕМЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗОЛОТОГО КОЛЕСА (5): шагнуть левой ногой, руки поворачиваются по направлению из круга. Шаг пяти приемов осуществляется по кругу.

ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕТРОМ РАЗВЕРНУТЬ ЗНАМЕНА: правая нога делает шаг и заворачивается по направлению к центру круга, левая ладонь отходит наружу, лицо обращено к центру круга.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать движение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ СЕДЬМАЯ
Триграмма кунь,
ладонь "развернуться и ткнуть назад".

Начинаемый с места триграммы кунь разворот корпуса в движении. Состоит из пятнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму кунь, золотой петух возвещает рассвет, золотой петух размахивает крыльями, золотой петух трясет перьями (3 приема), золотой петух уводит руку, золотой петух на одной ноге, золотой петух сводит крылья, золотой петух подпирает вверх, троекратный крик петуха, золотой петух чистит перышки, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ КУНЬ: начать смену ладоней с места триграммы кунь (юго-запад) с правой ногой впереди.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ВОЗВЕЩАЕТ РАССВЕТ: левая нога делает шаг и разворачивается к центру круга, с шагом правой ноги левая рука делает укол пальцами вверх.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ РАЗМАХИВАЕТ КРЫЛЬЯМИ: левая нога делает шаг и разворачивается к центру круга, правая ладонь пронизывает вверх из-под левого локтя, левая ладонь защищает грудь.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ТРЯСЕТ ПЕРЬЯМИ (1): повернуться на левой ноге поднимая при этом правую, правая ладонь сверху наносит перевернутый укол назад-вниз, левая ладонь вытягивается вперед в позицию ожидания.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ТРЯСЕТ ПЕРЬЯМИ (2): сделать шаг и поднять левую ногу, левая ладонь сверху выполняет перевернутый укол назад-вниз правая ладонь вытягивается вперед в позицию ожидания.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ТРЯСЕТ ПЕРЬЯМИ (3): сделать шаг и поднять правую ногу, правая ладонь сверху наносит перевернутый укол назад-вниз, левая ладонь вытягивается вперед в позицию ожидания.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ УВОДИТ РУКУ: опустить правую ногу, заворачивая ее по направлению из круга, левая нога отшагивает в сторону, левая ладонь сверху выполняет перевернутое вытягивание вниз, правая ладонь размещается у поясницы, центр ладони обращен вниз.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ НА ОДНОЙ НОГЕ: повернуться на левой ноге, поднимая при этом правую ногу, правая ладонь наносит удар вверх тыльной стороной ладони, левая ладонь защищает грудь.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ СВОДИТ КРЫЛЬЯ: поставить на землю правую ногу и шагнуть левой, левая ладонь "управляет" внутрь, правая ладонь размещается под левым локтем.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ПОДПИРАЕТ ВВЕРХ: шагнуть правой ногой, поднять левую стопу к внутренней стороне правой голени, одновременно правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь размещается над бедром.

ТРОЕКРАТНЫЙ КРИК ПЕТУХА (1): левая нога ставится на землю впереди, левая ладонь пронизывает вверх из-под правого локтя и наносит удар тыльной стороной ладони, правая ладонь размещается под левым локтем.

ТРОЕКРАТНЫЙ КРИК ПЕТУХА (2): правая ладонь пронизывает вверх из-под левого локтя и наносит удар тыльной стороной ладони, левая ладонь размещается под правым локтем.

ТРОЕКРАТНЫЙ КРИК ПЕТУХА (3): левая ладонь пронизывает вверх из-под правого локтя и наносит удар тыльной стороной ладони, правая ладонь размещается под левым локтем (три приема следуют непрерывно).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ЧИСТИТ ПЕРЫШКИ: отступить левой ногой, правая нога подшагивает к левой образуя сюйбу, левая ладонь отводится наружу, правая ладонь размещается у левой подмышки.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать движение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ВОСЬМАЯ
Триграмма дуй,
ладонь "остановиться, переместить, загнуть внутрь".

Начинаемый с места триграммы дуй разворот корпуса в движении. Состоит из одиннадцати приемов: помещение ладоней на триграмму дуй, небесная лошадь несется в воздухе, толкать лодку по течению, киноварный ветер кидает гнездо, искать жемчуг на дне моря, свирепый тигр выходит из леса, сыграть на пиба, разогнать облака и толкнуть луну, ястреб влетает в лес, обезьяна передвигает дерево, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ДУЙ: начать смену ладоней с места триграммы дуй (запад) с левой ногой впереди.

НЕБЕСНАЯ ЛОШАДЬ НЕСЕТСЯ В ВОЗДУХЕ: правая нога делает шаг и разворачивается по направлению из круга, левая ладонь прикрывает по направлению из круга.

ТОЛКАТЬ ЛОДКУ ПО ТЕЧЕНИЮ: повернуться, выполнив при этом левой ногой заворачивающийся шаг, правая ладонь отнимает по направлению к центру круга, левая ладонь скоблит по направлению к центру круга.

КИНОВАРНЫЙ ВЕТЕР КИДАЕТ ГНЕЗДО: повернуться на левой ноге, поднимая при этом левое колено, ладони возвращаются подвешенным движением в наружном от корпуса направлении, корпус обращен передней стороной к центру круга.

ИСКАТЬ ЖЕМЧУГ НА ДНЕ МОРЯ: левая нога ставится на землю разворачиваясь по направлению из круга, правая нога делает шаг заворачиваясь по направлению из круга, правая рука наносит вытягивающийся удар сверху вниз, левая ладонь помогает подталкивая запястье.

СВИРЕПЫЙ ТИГР ВЫХОДИТ ИЗ ЛЕСА: шаг левой нгой, левая ладонь бьет вверху тыльной стороной ладони, правая ладонь от левого локтя наносит толчковый удар вперед.

СЫГРАТЬ НА ПИБА: шаг правой ногой, обращенная ребром вперед правая вертикальная ладонь пронизывает от места под левым локтем и наносит буравящий удар вперед, левая ладонь размещается у правой подмышки.

РАЗОГНАТЬ ОБЛАКА И ТОЛКНУТЬ ЛУНУ: поворачиваясь на правой ноге обернуться, поднимая левую ногу, левая ладонь "управляет" по направлению к центру круга, правая ладонь размещается под левым локтем.

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: опустить левую ногу, шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь размещается у правого локтя.

ОБЕЗЬЯНА ПЕРЕДВИГАЕТ ДЕРЕВО: повернуться, поворачивая ноги вокруг своих осей, правая ладонь накрывает внутрь, левая ладонь отходит наружу, смотреть на левую ладонь.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь защищает грудь, начать движение с поворачиванием вправо.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФОРМА
Пять драконов машут хвостами.

В тренировке багуачжан поворачивание ладоней - голова, смена ладоней - мать. "Пять драконов машут хвостами" состоит из восьми приемов: выбор места для смены ладоней, заворачивающийся шаг стоящего столба, пять драконов машут хвостами, лев разевает пасть, ветер раскачивает листья лотоса, ястреб влетает в лес, лазоревый дракон втягивает хвост, шаг с поворотом ладоней. Эти восемь методов разворота трансформируются следуя замыслу независимо от мест восьми триграмм. Выполнение заключительной формы обладает таинством наступлений, отступлений и поворотов, сокровенной силой трансформации инь и ян.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СМЕНЫ ЛАДОНЕЙ: начать смену ладоней с левой ногой впереди с любого места.

ЗАВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ ШАГ СТОЯЩЕГО СТОЛБА: правая нога делает шаг и заворачивается к центру круга, левая ладонь прикрывает вверх.

ПЯТЬ ДРАКОНОВ МАШУТ ХВОСТАМИ: левая нога делает шаг и разворачивается по направлению к центру круга, левая ладонь от правого плеча отнимает вниз до левого колена, смотреть на левую ладонь.

ЛЕВ РАЗЕВАЕТ ПАСТЬ: шагнуть правой ногой, левая ладонь одновременно переворачивается вверх, правая ладонь пронизывает вперед буравящим ударом.

ВЕТЕР РАСКАЧИВАЕТ ЛИСТЬЯ ЛОТОСА: повернуться на правой ноге поднимая левую, правая ладонь "управляет" внутрь, левая ладонь защищает грудь.

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: опустить левую ногу, левая ладонь пронизывает вперед из-под правого локтя, правая ладонь размещается у левого локтя.

ЛАЗОРЕВЫЙ ДРАКОН ВТЯГИВАЕТ ХВОСТ: правая нога делает шаг и заворачивается по направлению из круга, правая ладонь протыкает под левой подмышкой.

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая нога разворачивается по направлению к центру круга, правая ладонь пронизывает под левой подмышкой и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь защищает грудь, начать движение с поворачиванием вправо. После этого выполнить заключительную форму "ладони, приподнимающие небо".

Глава 6

Вспомогательная тренировка багуачжан

Поговорка кулачного искусства гласит: "Тренируешь приемы но не тренируешь вспомогательной работы - до самой старости так и останешься пустым местом". Багуачжан - это боевое искусство с очень сильно выраженным ударным характером, и поэтому очень большое внимание уделяется тренировке результативной силы. В багуачжан есть очень много видов вспомогательной тренировки, направленной на увеличение результативной силы, мы познакомим лишь с важнейшими.

6.1 Тренировка пальцев и ладоней

Тренировка пальцев и ладоней входит в число того, что обязательно должно содержаться во вспомогательной тренировке багуачжан. Так как в багуачжан ладони и пальцы заменяют в использовании кулаки, то необходимо чтобы сила проходила сквозь них не встречая препятствий, чтобы твердое и мягкое помогали друг другу. Метод тренировки ладоней внутренним усовершенствованием таков. Нужно встать в сыпин мабу, вобрать грудь и немного выпятить спину, вытянуть шею и поднять макушку, сжать кисти рук в кулаки и поместить их у ребер, и дождавшись смешения дыхания разжимая кулаки в ладони совершить толчок вперед вертикальными ладонями. Затем завернуть внутрь пальцы, расслабить запястья, распрямить ладони и загнуть их вперд до горизонтали, центры ладоней обращаются вниз, центры ладоней должны быть опустошенными, запястья должны осесть, нужно выпятить основания пальцев, а кончики пальцев завернуть внутрь, пальцы растопырены, район между большим и указательным пальцами округлен, на ладонях и пальцах постепенно сосредотачивается сила притяжения. При завершении ладони сжимаются в кулаки, пальцы сжимаются плотным захватом, затем локти стягиваются, запястья поворачиваются вокруг своих осей, кулаки обращаются ладонными сторонами вверх, вновь оттягиваясь к ребрам. Время тренировки зависит от занимающегося, обычно одно выполнение занимает тридцать минут. Внешняя тренировка состоит в том, что в землю врывается вертикальный столб, возвышающийся на 2м (и заглубленный на 1м), снаружи он оборачивается пальмовой корой и мягким покрытием, и на нем отрабатываются различные ударные техники - подвеска ладонью вверх, рубка ладонью вниз, взмах ладонью влево, вращение ладони вправо, нажимание ладонью посередине. Тренировка идет от легкого к тяжелому, по порядку и постепенно.

6.2 Тренировка ног

В багуачжан особый упор делается на "применение - передвижением", поэтому вспомогательная тренировка ног чрезвычайно важна. Традиционных методов тренировки ног очень много, здесь представлено два сравнительно легких вида.

6.2.1 Обход многоугольника

Из кирпичей на ровном месте выкладывается треугольник, квадрат или шестиугольник. Расстояние между кирпичами примерно соответствует длине шага.

				  3
				 2 1

Первоначально тренируют обход треугольника. Тренирующийся стоит на кирпичах N1 и N2 лицом к кирпичу N3. Левая нога шагает по диагонали вперед на кирпич N3, одновременно правая нога тут же проскакивает на кирпич N2. Если долгое время тренировать на обе стороны такое перешагивание с проскакиванием, то тело станет ловким, а шаги - живыми.

				 34
				 21

Далее тренируют обход квадрата. Тренирующийся стоит на крипичах N1 и N2 лицом к кирпичам N3 и N4. Левая нога шагает по диагонали вперед на кирпич N4, одновременно правая нога перескакивает на кирпич N3. Такое перешагивание с проскакиванием тренируют на обе стороны.

				 45
			       3    6
				 21

Затем тренируют обход шестиугольника. Тренирующийся стоит на кирпичах N1 и N2 лицом к остальным четырем. Правая нога сначала идет на кирпич N6, левая нога следуя движению идет на кирпич N5, правая нога проскакивает на кирпич N4. Такое перешагивание с проскакиванием тренируется на обе стороны. При тренировке можно использовать мабу или высокую гунбу, а руками выполнять защиты, перетаскивания, уклоны или атаки. При долгой тренировке достигаешь понимания того, как использовать силу, как помогать силе и как применять силу в ударах, а также как полностью согласовывать шаги, силу и форму тела.

6.2.2 Облет девяти дворцов

Из методов вспомогательной тренировки наступлений, отступлений и ускользаний, имеющихся в багуачжан, ни один не может превзойти в эффективности "облет девяти дворцов". Для тренировки надо врыть девять стволов дерева или бамбука высотой 8 чи и толщиной 1 цунь на расстоянии в 4 чи друг от друга в соответствии со схемой девяти дворцов.

				  9
				 4 2
				3 5 7
				 8 6
				  1

Тренирующийся оббегает стволы в низких позициях в соответствии с нумерацией в прямом или обратном порядке используя перемещения багуа. Можно быстро наступать, внезапно отступать, координировать с различными формами ладоней и методами корпуса, тренировать проскакивания, уклоны, разворачивания и обманы, чтобы в результате тренировок стать подобным стрижу пролетающему сквозь лес и не натыкающемуся на деревья.

Если обстоятельства не позволяют врыть столбы, то можно тренироваться нарисовав отметки на земле. Однако при облете девяти дворцов нужно обращать внимание, чтобы прохождение от начала и до конца осуществлялось с помощью шага багуа.

6.3 Тренировка с отягощениями

Поворачивание ладоней с отягощениями - это базовый метод вспомогательной тренировки багуачжан, направленный на увеличение результативной силы. Его суть в том, что поворачивание ладоней в хождении по кругу осуществляется с помещенным на руки грузом (груз кладется сверху, подвешивается снизу или удерживается руками), что увеличивает силу плечей, рук, запястий и пальцев. Кроме того при долгом хождении по кругу с отягощениями несомненно увеличивается и сила ног.

Способов работы с отягощениями очень много, обычно используются два: "поворачивание ладоней с отягощениями - ладонь одиночной смены стороны" и "поворачивание ладоней с отягощениями - ладонь приподнимания". Тренировка "поворачивания ладоней с отягощениями - ладонь одиночной смены стороны" аналогична тренировке ладони одиночной смены стороны, только на большие пальцы обеих рук подвешиваются мешочки с песком определенного веса (если можно тщательно сделать мешочек так, чтобы он обернулся вокруг каждго из остальных четырех пальцев, то эффект будет еще лучше), и таким образом увеличивается результативная сила. Тренировка "поворачивание ладоней с отягощениями - ладонь приподнимания" аналогична тренировке ладоней парного приподнимания, только на обе запрокинутые ладони кладется груз определенного веса (кирпичи, мешочки с пексом, металлические изделия) для увеличения результативной силы.

Тренировка с отягощениями проста, удобна и дает заметный результат, является идеальным видом вспомогательной тренировки. Однако во время тренировки следует обращать внимание на то, чтобы используемый вес был по силам. На начальном этапе веса должны быть легкими, время поворачивания ладоней также не должно быть слишком долгим, следуя же ходу времени и росту результативной силы постепенно увеличивают вес отягощений и время поворачивания ладоней. Когда сможешь совершенно естественно поворачивать ладони в хождении по кругу имея на каждой руке по 15 кг, то эффект достигнут.